среда, 19 февраля 2014 г.

Право законодательной инициативы

  • Законодательная инициатива  стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона.
  • Субъекты законодательной инициативы – государственные институты и инстанции, которые в соответствии с Конституцией РФ наделены правом вносить законопроекты.
   Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.

   Согласно ст. 104 Конституции РФ:
раво законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской
Федерации по вопросам их ведения. (часть 1)
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. (часть 2)
Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. (часть 3)"

   При внесении законопроекта в Государственную думу субъектом законодательной инициативы должны быть представлены:
  1. пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
  2. текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта законодательной инициативы, внесшего законопроект;
  3. перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
  4. финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
  5. заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).
Рис. 2. Стадии законодательного процесса